История сельского поселения «Маргуцекское»

Историческая справка сельского поселения «Маргуцекское»

Маленькая станция
С травами по пояс
Кто тебе название
Выдумал такое?
Сквозь года под стук колес
Слышит человек: чистое и
Звонкое «Маргуцек».

Невольно задаешь себе вопрос: «А что здесь было много лет тому назад? Кто стоял у истоков нашего села, расположившегося среди безмолвных и загадочных сопок?»

По документам Управление Забайкальской железной дороги в 1940 г. ст. Маргуцек построена и находилась в эксплуатации железнодорожной линии «Харанор — Досатуй», которая в 1946 году перешла на положение консервации. С 1946 по 1950гг перестраивалась военными строителями. Станция Маргуцек сдана в эксплуатацию в 1950 (в/ч 61299). В 1956 г. железнодорожная ст. Маргуцек перешла в управление гражданских сооружений.

Село Маргуцек расположено на северо-западе Краснокаменского района в 46 км. От райцентра на линии «Харанор-Приаргунск». Расположено в безлесной местности в долине реки Урулюнгуй, на правом берегу. Название (от бурят-монгольского) «Маргуцек» — бодающийся. А в 1939 году на месте с. Маргуцек стояла точка из 7 человек, которая охраняла узкоколейную военно-полевую дорогу Харанор — Досатуй. Солдатам приходилось жить в землянках. Во время подготовки к войне с Японией был создан специальный округ железных дорог Дальнего Востока с центром г. Чита, а нашу узкоколейную железную дорогу временно закрыли. И только в 1949 году на территорию Маргуцека были направлены строительные и железнодорожные войска, которые восстанавливали железную дорогу, строили дома. Военные жили в основном в вагончиках, которые имели красный цвет, поэтому место, где они проживали, называлось «Красной деревней». Основное строительство с. Маргуцек развернулось в1950 г. Начиналось заселение с. Маргуцек. Первые поселенцы приехали по направлению. Жилой массив перевозили в Маргуцек с разъездов и ставили заново.

В 1953 году появились пекарня, столовая, клуб. Началось строительство станции.

1 сентября 1953 года на ст. Маргуцек начала действовать начальная школа № 121. В первом и третьем классах было 18 учеников, во втором и четвертом 19 учащихся, всего обучалось 37 человек. В связи с временной эксплуатацией железной дороги учащихся в школе прибавилось до 52 человек. А с 1сентября 1955 года школа была реорганизована в
7-летнюю с количеством учащихся 120 человек.

В 1959 году приказом начальника дороги был изменен номер школы № 121 на № 243, а ещё через год школа стала восьмилетней. В 1975 году, учащиеся и учителя Маргуцекское школы получили в подарок новое здание, в котором они учатся и работают сейчас, в 1990 году школа реорганизована в среднюю.

В 1957 году строительство узкоколейной дороги завершилась, она была доведена до Приаргунска. Узкоколейка просуществовала до 1973 года. В 1967 году в Маргуцек была переведена воинская часть № 92 для строительства широкой железнодорожной колеи. Одним из главных железнодорожных предприятий является Маргуцекская дистанция пути. Началом образования дистанции пути послужил приказ № 651/11 от 8 октября 1955 года «Об организации линейных хозяйственных единиц на линии узкой колеи ст. Харанор-Приаргунск», изданный на основании Приказа МПС № 3521 от 24 сентября 1955 года, на вновь принятой в эксплуатацию узкоколейной линии Харанор-Досатуй была организована хозяйственная единица дистанция пути по ст. Маргуцек.

В конце 1970 года началось строительство ширококолейной ответвления ветки Харанор-Приаргунск силами железнодорожных войск, которое было передано во временную эксплуатацию, а затем в октябре 1973 года было отдано на баланс Маргуцекской дистанции пути. Были построены благоустроенные жилые дома, детский сад, школа и очистные сооружения. Вплоть до 1988 года, когда в ходе различных преобразований и реформ прекратил своё существование детский сад на 140 мест. И сегодня дети лишены права посещать детский сад, а разваленный 2-х этажный детский садик — гордость жителей ст. Маргуцек так, и остался памятником первого этапа реформирования Читинскому отделению забайкальской железной дороги.

В 1952 году в доме связи работал коммутатор ЦБХ 3 на 2, который работал при помощи соединения абонента телефонисткой (местное соединение). До введения высокочастотной связи, связь обеспечивалась одноканальной аппаратурой Маргуцек-Борзя. Были такие аппараты: Морзе, СТ-34, Т-63, «Бадо». С 1968 года была введена высокочастотная связь: виды связи — телеграф, поездной диспетчер, линейно-путевая, подстанционная, межстанционная, местная связь. Установлена координатная связь АТС на 100 номеров. В 1973 году была установлена Декадно-шаговая АТС на 300 номеров, дальняя автоматическая связь появилась с вводом АТС Декадно-шаговой международной связи.

Одновременно с домом связи открылась и больница. Кроме приемного кабинета главного врача при больнице работал процедурный кабинет, зубной и даже акушерское отделение на 3 места В 1975 году с силами воинских частей была построена новая амбулатория.

С 1955 года в Маргуцеке существует организация ВОХР. Стрелковая группа с. Маргуцек борзинский отряд ведомственной охраны Забайкальской железнодорожной дороги.

РЭС — Борзинская дистанция энергоснабжения. В то время были электродвижки. Электроэнергия подавалась до 12 часов с подстанции п. Кличка. В настоящее время в РЭС работает небольшой, но квалифицированный коллектив, прекрасно владеющий своей профессией — электрика, что позволяет устранять неполадки в системе электроснабжения.

Одной из наиболее значимых и крупных предприятий Маргуцека является ТЧП-13 РЖД Забайкальская железная дорога акционерного общества Читинское отделение Локомотивного депо г. Борзя. С началом образования Маргуцека строилось и локомотивное депо. В то время по узкоколейке ходили паровозы. С 1955 года в эксплуатацию были пущены и тепловозы. При локомотивном депо имелось общежитие, где жили молодые парни, отслужившие в армии и работающие слесарями, помощниками машинистов, машинистами. Работала столовая, которая обеспечивала бесперебойное питание работников депо. В любое время суток можно было зайти в столовую и вкусно поесть. В 1973 году была пущена в эксплуатацию ширококолейная железная дорога.

История села Маргуцек с самого начала его строительства неразрывно связана с культурными начинаниями и традициями железнодорожников. Строительство совпадает и со строительством железнодорожного клуба. Клуб стал не только «Украшением» поселка, но и единственными местом отдыха населения. До 1991 года в клубе постоянно демонстрировались фильмы. Затем на некоторое время фильмы не показывали. Но киноустановку, благодаря директору клуба Устинова А.А. сохранили. И в данное время она снова действует. В клубе имеется и библиотека с фондом 50000 экземпляров книг. В те долгие годы клуб и библиотека участвовали в популярном движении «Клуб и производство». Готовили и проводили «клубные дни», «рабочие недели», устные журналы на предприятиях. Железнодорожные предприятия и организации придавали большое значение художественной самодеятельности, развитию творческих способностей работников. В рассказе о культурно — просветительной деятельности в поселке нельзя не упомянуть о нашем директоре клуба — Устинове Александре Александровиче. Проработал Александр Александрович в СДК 37 лет. В 1996 году ушел на заслуженный отдых, но до сих пор продолжает руководить вокальной группой «Родная сторонка». Энтузиаст, талантливый, профессиональный баянист. Более 40 лет «Родной сторонке». Вокальная группа не однократно была лауреатом дорожных фестивалей «Таланты Магистрали», принимает активное участие во всех мероприятиях нашего села и города Краснокаменска. В 2005 году награждена дипломом I степени за участие в районом фестивале патриотической песни «Живи Россия». За время своей работы Александр Александрович и вокальная группа многократно награждалась почетными грамотами дорожного комитета профсоюза Забайкальского ордена трудового красного знамени железнодорожной дороги (1974, 1975, 1976, 1977, 1978 годах) г. Борзя. За активное участие в культурном обслуживании тружеников села в период осенних и весенних полевых работ в 1980 году ВЦСПС награждались дипломом. В 1982 году становятся лауреатами дорожного смотра-конкурса дипломы I, II, III степени Всесоюзного фестиваля народного творчества.

1985, 1987, 1990 г. награждены почетной грамотой от совета ветеранов войны и труда г. Краснокаменска за активную пропаганду русских народных песен, воспитание патриотизма и любви к родному краю. С 1996 года директором клуба становиться Никифорова Надежда Петровна.

В 1957 году открылись детские ясли № 92. В ясли принимались детки с 2-х месячного возраста до 3-х лет. Садик был с печным отоплением, с привозной водой. Со строительством железной дороги в 1974 году силами воинских частей был построен типовой детский сад на 140 мест. В 1996 году детский сад закрыли на капитальный ремонт, денежных средств у железной дороги не хватила, его сняли с баланса и с тех пор садика не существует. На его месте руины.

Первый сельский Совет был образован 1 октября 1969 года. Председателем сельского Совета была Рудых Клара Матвеевна, секретарь Сафина Валентина Владимировна.

Маргуцекский сельский Совет передан из состава Приаргунского райисполкома в состав Краснокаменского райисполкома в 1982 году (решение облисполкома от 17 февраля 1982 года, № 95).

1 июля 2004 года был принят закон «Об объединении села Маргуцек и поселка Тарбазитуй Краснокаменского района Читинской области в один населенный пункт — село Маргуцек». Проживает 1344 человек.

С 1996 по 2005 год должность главы администрации занимала, Найден Тамара Абрамовна.

С 2005 года глава администрации сельского поселения «Маргуцекское» — Мыльникова Марина Константиновна.